- Регистрация
- 19 Окт 2018
- Сообщения
- 26,132
- Реакции
- 4,221
5 советов от российского предпринимателя о том, чего не стоит делать на зарубежном рынке
Артём Крамин о распространённых ошибках, которые свойственны российским предпринимателям при ведении дел за рубежом. Автор имеет опыт открытия бизнеса во многих странах Европы и приводит практические примеры того, чего не стоит делать, запуская проект за границей.
Открыв за последние два года десяток зарубежных филиалов и насшибав всевозможных шишек, делюсь столь дорого приобретённым опытом.
Нельзя быть «слишком русским»
Открывая бизнес в новой стране, будьте добры разобраться с её менталитетом и привычками. К примеру, в Испании все магазины, да и все сервисы вообще закрываются в середине дня на длительную сиесту. Исключение составляют только кафе в туристических зонах.
Поначалу такое расточительство кажется шокирующим. Ведь сколько всего можно заработать за эти два пустых часа, когда все конкуренты в округе закрыты. Трудолюбивые арабы, которые работают без обеда и выходных и всегда закрываются на два часа позже, кажутся прозорливыми экспатами, которые непременно добьются успеха в столь ленивом окружении. Однако через некоторое время ты начинаешь замечать, что в сиесту и правда никто не выходит за покупками. Да и сам ты предпочтёшь сходить за морепродуктами к местному Хосе ближе к вечеру, когда он уже точно открылся.
Привычка делать перерыв в жаркое время столь сильно укоренялась веками в народе, что является сейчас его сутью. Работать в сиесту, всё равно что грести против ветра, — вспотеешь, но продвинешься на пару метров.
Если помнить об этом правиле на следующем, более глубоком уровне, то становится понятно, что, приняв тебя как человека со своей индивидуальностью, твои потенциальные клиенты будут рады, если ты в свою очередь примешь их привычки и стереотипы в том, что касается твоего бизнеса.
Идеальным примером этого правила, как мне кажется, является Евгений Чичваркин, который вот уже несколько лет работает на сложнейшем лондонском винном рынке. С одной стороны, он интересный, самобытный и является лицом своего магазина. С другой, он играет в поло с принцем Чарльзом и старательно учит язык, а сам магазин, расположенный в элитном районе Mayfair, — английский до самого своего основания. Как результат — отличные результаты, уважение покупателей и большое количество клиентов из местной элиты. Все знают, что Евгений русский, но дела он делает по-английски.
В противовес Евгению можно привести другой пример из того же Лондона. Это ресторан Marivanna. Нарочито русский лубок с блинами и икрой, медведем на цепи и борщом. Благо, прослойка русских, ностальгирующих по селёдке под шубой и пельменям, в Лондоне представлена широко, а потому ресторан успешен. Однако местные туда практически не ходят. Для одного ресторана это не страшно, но построить крупный бренд при таком подходе вряд ли возможно.
Внутреннее убранство ресторана Marivanna в Лондоне
Выводы: сохраняйте свою личную индивидуальность, но старайтесь встроить бизнес в существующие реалии. Ищите персонал среди местных жителей, учите язык, изучайте менталитет.
Нельзя плевать на бумаги и работать по принципу «сегодня построим, завтра оформим»
Типичный российский подход, при котором сначала строится здание, а потом задним числом готовятся под него документы, убьёт ваш европейский бизнес в первые же месяцы работы.
С одной стороны, контролирующие органы здесь выглядят незлобно и даже пушисто. Ситуация, когда к вам утром приходит пожарник и закрывает вас на пару недель «до выяснения обстоятельств» здесь просто немыслима. Практически при любом нарушении вам просто выпишут предписание «устранить проблемы» и дадут на это вменяемый срок. Так в чем же тогда проблема? Построим, а потом оформим.
Беда в том, что в Европе действуют достаточно строгие и детальные требования почти ко всему на свете. Размер вывески, площадь туалета, высота порога, пропускная способность вентиляции, размер окон, цвет и материал фасада, тип используемых проводов — на всё это существуют нормы и стандарты.
Нарушаешь мелочь — получаешь предписание исправить. Согласитесь, расширять лестницу на 50 сантиметров — сомнительное удовольствие. Не исправляешь? Вот там уже дальше суд и закрытие. И взятки тут уже не помогут.
Выходит гораздо проще изначально озаботиться нормальным архитектурным решением для своего магазина или кафе, заранее согласовать его в администрации и потом жить спокойно, чем, построив всё по своему разумению, получить потом указание на строительство лифта для инвалидов вместо простого пандуса.
К тому же, правильно сделанные документы гарантированно защищают тебя от «народных активистов» или конфликтов с арендодателем.
У нас, к примеру, однажды в Германии случился конфликт с жителями соседнего дома, которые почему-то решили, что мы планируем открывать в нашем подвале «место для садо-мазо вечеринок». Они накатали большую претензию в местную мэрию. Однако нормально сделанные бумаги и пара визитов представителей мэрии решили все вопросы.
Похожая ситуация была недавно в Подмосковье, где православные активисты митинговали на месте строительства завода по производству презервативов. Чем там история закончилась, все знают.
Выводы: думайте о документах за месяц до того, как они могут понадобиться. Если вы строите бизнес надолго — бумаги должны быть в идеальном порядке.
Нельзя забывать про налоги и работать «в чёрную»
Давайте будем честны — планируя запустить бизнес внутри России, редко кто думает про налоги. Мы все учитываем аренду помещений, издержки на материалы и зарплату, которая будет выплачена на руки, но редко кто высчитывает НДС или отчисления на соцстрах. Как правило, эти цифры остаются в режиме «в процессе разберёмся», а в результате «пусть бухгалтер что-нибудь придумает».
В США и Европе так не получится. Педантичный сбор налогов — это альфа и омега европейского подхода к бизнесу, а начисления на зарплаты зачастую связаны со страхованием жизни.
Налоговые инспекторы работают на совесть, без оглядок на авторитеты и размер налогооблагаемой базы. Только за последние полгода, пока я нахожусь в Барселоне, на всю страну прогремели два громких скандала, связанных с этой темой.
Монсеррат Кабалье попалась на фиктивной прописке в Андорре и попытке уйти таким образом от налогов в Испании и еле отделалась огромным штрафом и условным сроком. И следом за ней икона всех фанатов мирового футбола Лионель Месси получил 21 месяц условного наказания и €3 млн штрафа за использование хитрых налоговых схем.
С другой стороны, подход налоговых служб может удивить бывалых российских предпринимателей своей неформальностью и демократизмом.
К примеру, два года назад в процессе подготовки налоговой отчётности в Лондоне мы столкнулись с необходимостью включить в расходы регулярную покупку овощей и живых цветов на соседнем рынке. Торгуют там с рук, а потому безо всяких чеков. По нашему российскому разумению, включить эти расходы в декларацию никак было нельзя.
Однако наш консультант на это сильно нас удивил, предложив просто писать письмо, мол, «я-такой-то регулярно покупаю букеты живых цветов вот на этом рынке на общую сумму такую-то». Дата и подпись. Такой документ налоговая принимает в качестве основания для списания расходов. Слово джентльмена реально имеет вес.
Выводы: уточните, какие налоги вам придётся платить. Скорее всего, это будет приличная сумма около 20−30% чистой прибыли. Не учитывать их в расчётах — губительная практика.
Нельзя руководствоваться «туристическими» впечатлениями
Выбирая город для открытия своего бизнеса, а значит и место своего будущего проживания, многие предприниматели ориентируются на впечатления из своих отпусков и путеводителей:
Вам нужна большая и платёжеспособная аудитория? Смотрите на Париж или Берлин. Необходима высокая концентрация студентов? Рассмотрите студенческие городки Великобритании. Хотите зарабатывать на туристах? К вашим услугам Флоренция, Рим и Барселона.
Курсы русского языка, если начистоту, будут более востребованы в Казахстане, скутеры — в городах типа Сан-Франциско, а квази-средневековый дизайн всем уже давно надоел.
Кроме того, не забывайте, что туристическое впечатление зачастую радикально отличается от опыта постоянного проживания. Лос-Анжелес — это разбитый на районы город, имеющий свои точки притяжения, в каждой из которых кипит жизнь. Однако между районами люди передвигаются на автомобилях и крайне редко пешком.
Нью-Йорк — удивительно замусоренный город с небольшим количеством парков. Это наблюдение резко контрастирует с туристическим впечатлением от Центрального парка. Но будьте честны, местные жители выбираются туда погулять от силы один раз в месяц, проводя основную часть жизни на авеню F, G и H в Бруклине.
Помимо этого, в вашем случае, скорее всего, будут некоторые константы, с которыми вам придётся считаться. Каждая страна имеет свои визовые правила, и вам подойдут один−два варианта из всех. Однако, определившись со страной, оставьте себе поле для манёвра, выбирая город.
К примеру, один из наших партнёров, чётко определившись с Италией в качестве страны пребывания, изучил все возможные перспективы с точки зрения бизнеса. В результате Рим отвалился из-за наличия сильной конкуренции, Флоренция и Венеция — из-за засилия туристов, Милан ему просто не понравился, а жить на юге проблематично летом из-за жуткой жары.
В итоге наши квесты открылись в Турине — городе на севере Италии. Он идеального размера, с большим студенческим сообществом и вменяемыми ценами на аренду.
Вывод: возможно, впервые в жизни у вас есть возможность выбрать идеальные условия. Не стоит этой возможностью пренебрегать.
Нельзя быть слишком «местным»
Эта рекомендация, кажется противоречит самому первому тезису, но позвольте мне всё объяснить.
Русская культура, носителем которой вы являетесь, бизнес-опыт в российских реалиях, эта легкая паранойя, которую имеют все русские экспаты, — всё это является вашими уникальными свойствами, которые позиционируют вас на новом рынке.
Авторы книги «Мой сосед миллионер» проанализировали бизнес-результаты иммигрантов в США по национальному признаку. И обнаружили удивительную штуку. Все три волны иммиграции из России в 20 веке дали Америке огромное множество успешных предпринимателей. Более того, процент успешных предпринимателей из России выше, чем из любой другой страны. Уж не знаю, чем таким нас кормят, но результат виден в цифрах.
Если помните, у Стива Джобса был такой девиз «Stay hungry, stay foolish» («Оставайтесь голодными и безрассудными» — прим.ред.). И мне кажется, что наше поколение, поколение детей России из 70-х и 80-х, идеально вписывается в эту формулу.
Я всё ещё отлично помню талоны на масло и мясо в 1991 году, такие розовые и зелёные. И помню полки казанских магазинов. И, возможно, именно эта память не даёт мне сидеть спокойно. Встряска, которую получили все мы на смене эпох, — это уникальный опыт, которого лишены европейские и американские предприниматели. Задача только в том, чтобы использовать этот опыт в конструктивном ключе, сублимируя его в дела и проекты. Создавая новые смыслы и бизнесы.
Артём Крамин о распространённых ошибках, которые свойственны российским предпринимателям при ведении дел за рубежом. Автор имеет опыт открытия бизнеса во многих странах Европы и приводит практические примеры того, чего не стоит делать, запуская проект за границей.
Открыв за последние два года десяток зарубежных филиалов и насшибав всевозможных шишек, делюсь столь дорого приобретённым опытом.
Нельзя быть «слишком русским»
Открывая бизнес в новой стране, будьте добры разобраться с её менталитетом и привычками. К примеру, в Испании все магазины, да и все сервисы вообще закрываются в середине дня на длительную сиесту. Исключение составляют только кафе в туристических зонах.
Поначалу такое расточительство кажется шокирующим. Ведь сколько всего можно заработать за эти два пустых часа, когда все конкуренты в округе закрыты. Трудолюбивые арабы, которые работают без обеда и выходных и всегда закрываются на два часа позже, кажутся прозорливыми экспатами, которые непременно добьются успеха в столь ленивом окружении. Однако через некоторое время ты начинаешь замечать, что в сиесту и правда никто не выходит за покупками. Да и сам ты предпочтёшь сходить за морепродуктами к местному Хосе ближе к вечеру, когда он уже точно открылся.
Привычка делать перерыв в жаркое время столь сильно укоренялась веками в народе, что является сейчас его сутью. Работать в сиесту, всё равно что грести против ветра, — вспотеешь, но продвинешься на пару метров.
Если помнить об этом правиле на следующем, более глубоком уровне, то становится понятно, что, приняв тебя как человека со своей индивидуальностью, твои потенциальные клиенты будут рады, если ты в свою очередь примешь их привычки и стереотипы в том, что касается твоего бизнеса.
Идеальным примером этого правила, как мне кажется, является Евгений Чичваркин, который вот уже несколько лет работает на сложнейшем лондонском винном рынке. С одной стороны, он интересный, самобытный и является лицом своего магазина. С другой, он играет в поло с принцем Чарльзом и старательно учит язык, а сам магазин, расположенный в элитном районе Mayfair, — английский до самого своего основания. Как результат — отличные результаты, уважение покупателей и большое количество клиентов из местной элиты. Все знают, что Евгений русский, но дела он делает по-английски.
В противовес Евгению можно привести другой пример из того же Лондона. Это ресторан Marivanna. Нарочито русский лубок с блинами и икрой, медведем на цепи и борщом. Благо, прослойка русских, ностальгирующих по селёдке под шубой и пельменям, в Лондоне представлена широко, а потому ресторан успешен. Однако местные туда практически не ходят. Для одного ресторана это не страшно, но построить крупный бренд при таком подходе вряд ли возможно.
Внутреннее убранство ресторана Marivanna в Лондоне
Выводы: сохраняйте свою личную индивидуальность, но старайтесь встроить бизнес в существующие реалии. Ищите персонал среди местных жителей, учите язык, изучайте менталитет.
Нельзя плевать на бумаги и работать по принципу «сегодня построим, завтра оформим»
Типичный российский подход, при котором сначала строится здание, а потом задним числом готовятся под него документы, убьёт ваш европейский бизнес в первые же месяцы работы.
С одной стороны, контролирующие органы здесь выглядят незлобно и даже пушисто. Ситуация, когда к вам утром приходит пожарник и закрывает вас на пару недель «до выяснения обстоятельств» здесь просто немыслима. Практически при любом нарушении вам просто выпишут предписание «устранить проблемы» и дадут на это вменяемый срок. Так в чем же тогда проблема? Построим, а потом оформим.
Беда в том, что в Европе действуют достаточно строгие и детальные требования почти ко всему на свете. Размер вывески, площадь туалета, высота порога, пропускная способность вентиляции, размер окон, цвет и материал фасада, тип используемых проводов — на всё это существуют нормы и стандарты.
Нарушаешь мелочь — получаешь предписание исправить. Согласитесь, расширять лестницу на 50 сантиметров — сомнительное удовольствие. Не исправляешь? Вот там уже дальше суд и закрытие. И взятки тут уже не помогут.
Выходит гораздо проще изначально озаботиться нормальным архитектурным решением для своего магазина или кафе, заранее согласовать его в администрации и потом жить спокойно, чем, построив всё по своему разумению, получить потом указание на строительство лифта для инвалидов вместо простого пандуса.
К тому же, правильно сделанные документы гарантированно защищают тебя от «народных активистов» или конфликтов с арендодателем.
У нас, к примеру, однажды в Германии случился конфликт с жителями соседнего дома, которые почему-то решили, что мы планируем открывать в нашем подвале «место для садо-мазо вечеринок». Они накатали большую претензию в местную мэрию. Однако нормально сделанные бумаги и пара визитов представителей мэрии решили все вопросы.
Похожая ситуация была недавно в Подмосковье, где православные активисты митинговали на месте строительства завода по производству презервативов. Чем там история закончилась, все знают.
Выводы: думайте о документах за месяц до того, как они могут понадобиться. Если вы строите бизнес надолго — бумаги должны быть в идеальном порядке.
Нельзя забывать про налоги и работать «в чёрную»
Давайте будем честны — планируя запустить бизнес внутри России, редко кто думает про налоги. Мы все учитываем аренду помещений, издержки на материалы и зарплату, которая будет выплачена на руки, но редко кто высчитывает НДС или отчисления на соцстрах. Как правило, эти цифры остаются в режиме «в процессе разберёмся», а в результате «пусть бухгалтер что-нибудь придумает».
В США и Европе так не получится. Педантичный сбор налогов — это альфа и омега европейского подхода к бизнесу, а начисления на зарплаты зачастую связаны со страхованием жизни.
Налоговые инспекторы работают на совесть, без оглядок на авторитеты и размер налогооблагаемой базы. Только за последние полгода, пока я нахожусь в Барселоне, на всю страну прогремели два громких скандала, связанных с этой темой.
Монсеррат Кабалье попалась на фиктивной прописке в Андорре и попытке уйти таким образом от налогов в Испании и еле отделалась огромным штрафом и условным сроком. И следом за ней икона всех фанатов мирового футбола Лионель Месси получил 21 месяц условного наказания и €3 млн штрафа за использование хитрых налоговых схем.
С другой стороны, подход налоговых служб может удивить бывалых российских предпринимателей своей неформальностью и демократизмом.
К примеру, два года назад в процессе подготовки налоговой отчётности в Лондоне мы столкнулись с необходимостью включить в расходы регулярную покупку овощей и живых цветов на соседнем рынке. Торгуют там с рук, а потому безо всяких чеков. По нашему российскому разумению, включить эти расходы в декларацию никак было нельзя.
Однако наш консультант на это сильно нас удивил, предложив просто писать письмо, мол, «я-такой-то регулярно покупаю букеты живых цветов вот на этом рынке на общую сумму такую-то». Дата и подпись. Такой документ налоговая принимает в качестве основания для списания расходов. Слово джентльмена реально имеет вес.
Выводы: уточните, какие налоги вам придётся платить. Скорее всего, это будет приличная сумма около 20−30% чистой прибыли. Не учитывать их в расчётах — губительная практика.
Нельзя руководствоваться «туристическими» впечатлениями
Выбирая город для открытия своего бизнеса, а значит и место своего будущего проживания, многие предприниматели ориентируются на впечатления из своих отпусков и путеводителей:
- «Прага безумно красива, хочу жить, как в сказке. Наш ресторан со средневековым дизайном точно будет здесь успешен. А главное, уютные кофейни!».
- «Нью-Йорк — город контрастов и больших расстояний. Продажи скутеров наверняка будут заоблачными. А ещё там небоскребы и мосты!».
- «В Лондоне все говорят только на английском. Наверняка, мои курсы русского языка будут здесь востребованы. И ещё так много интересных людей со всего мира!».
Вам нужна большая и платёжеспособная аудитория? Смотрите на Париж или Берлин. Необходима высокая концентрация студентов? Рассмотрите студенческие городки Великобритании. Хотите зарабатывать на туристах? К вашим услугам Флоренция, Рим и Барселона.
Курсы русского языка, если начистоту, будут более востребованы в Казахстане, скутеры — в городах типа Сан-Франциско, а квази-средневековый дизайн всем уже давно надоел.
Кроме того, не забывайте, что туристическое впечатление зачастую радикально отличается от опыта постоянного проживания. Лос-Анжелес — это разбитый на районы город, имеющий свои точки притяжения, в каждой из которых кипит жизнь. Однако между районами люди передвигаются на автомобилях и крайне редко пешком.
Нью-Йорк — удивительно замусоренный город с небольшим количеством парков. Это наблюдение резко контрастирует с туристическим впечатлением от Центрального парка. Но будьте честны, местные жители выбираются туда погулять от силы один раз в месяц, проводя основную часть жизни на авеню F, G и H в Бруклине.
Помимо этого, в вашем случае, скорее всего, будут некоторые константы, с которыми вам придётся считаться. Каждая страна имеет свои визовые правила, и вам подойдут один−два варианта из всех. Однако, определившись со страной, оставьте себе поле для манёвра, выбирая город.
К примеру, один из наших партнёров, чётко определившись с Италией в качестве страны пребывания, изучил все возможные перспективы с точки зрения бизнеса. В результате Рим отвалился из-за наличия сильной конкуренции, Флоренция и Венеция — из-за засилия туристов, Милан ему просто не понравился, а жить на юге проблематично летом из-за жуткой жары.
В итоге наши квесты открылись в Турине — городе на севере Италии. Он идеального размера, с большим студенческим сообществом и вменяемыми ценами на аренду.
Вывод: возможно, впервые в жизни у вас есть возможность выбрать идеальные условия. Не стоит этой возможностью пренебрегать.
Нельзя быть слишком «местным»
Эта рекомендация, кажется противоречит самому первому тезису, но позвольте мне всё объяснить.
Русская культура, носителем которой вы являетесь, бизнес-опыт в российских реалиях, эта легкая паранойя, которую имеют все русские экспаты, — всё это является вашими уникальными свойствами, которые позиционируют вас на новом рынке.
Авторы книги «Мой сосед миллионер» проанализировали бизнес-результаты иммигрантов в США по национальному признаку. И обнаружили удивительную штуку. Все три волны иммиграции из России в 20 веке дали Америке огромное множество успешных предпринимателей. Более того, процент успешных предпринимателей из России выше, чем из любой другой страны. Уж не знаю, чем таким нас кормят, но результат виден в цифрах.
Если помните, у Стива Джобса был такой девиз «Stay hungry, stay foolish» («Оставайтесь голодными и безрассудными» — прим.ред.). И мне кажется, что наше поколение, поколение детей России из 70-х и 80-х, идеально вписывается в эту формулу.
Я всё ещё отлично помню талоны на масло и мясо в 1991 году, такие розовые и зелёные. И помню полки казанских магазинов. И, возможно, именно эта память не даёт мне сидеть спокойно. Встряска, которую получили все мы на смене эпох, — это уникальный опыт, которого лишены европейские и американские предприниматели. Задача только в том, чтобы использовать этот опыт в конструктивном ключе, сублимируя его в дела и проекты. Создавая новые смыслы и бизнесы.