- Регистрация
- 19 Окт 2018
- Сообщения
- 26,132
- Реакции
- 4,219
Анализируем воронку продаж интернет-магазина
Если вы интересуетесь как правильно анализировать воронку продаж интернет-магазина, значит вам как минимум понятно, что означает данный термин и как устроен весь процесс: от привлечения внимания потенциального покупателя до оплаты. Мы не будем детально останавливаться на том, как изначально выстраивать воронку продаж, но уделим внимание тому, как ее лучше всего анализировать.
В данном материале рассмотрим составляющие воронки продаж интернет-магазинов, поскольку данная модель имеет ряд особенностей (о них пойдет речь далее).
Базовая модель AIDA для интернет-магазинов
Каждая воронка продаж индивидуальна и учитывает особенности сферы бизнеса. Тем не менее все (даже саме эксклюзивные) воронки включают компоненты стандартной модели AIDA (Attention, Interest, Desire, Action).
Посмотреть вложение 32839
Напомним ее составляющие:
Поэтому «воронка продаж» ー это не строгая последовательность состояний пользователя на сайте, а модель. Соответственно, она может иметь свои отличия в деталях.
Прежде чем приступать к анализу воронки продаж, необходимо буквально нарисовать все ее компоненты, взяв за основу собственный интернет-магазин. Самостоятельно разбирая шаги, которые проходит пользователь от момента знакомства с сайтом до покупки, можно выявить сложности, которые возникают по пути к покупке.
Пошаговый анализ воронки продаж интернет-магазина
Этап 1. Анализ каналов привлечения посетителей
Привлечение посетителей возможно из различных каналов: поиска, рекламы, социальных сетей и т.д.
Оценивая эффективность каналов, обратите внимание на следующие моменты:
Этап 2. Анализ поведения пользователя в интернет-магазине
Следующий шаг ー оценка поведения групп пользователей непосредственно в рамках интернет-магазина.
Очень условно все поведение можно разделить на:
Анализ данного этапа состоит из оценки:
Обратите внимание на все призывы к действию (формат, местоположения) и другие формы убеждения посетителей на сайте. Со страницы входа и по всему маршруту должны находиться не только призывы к действию (CTA), но и другая вспомогательная информация (например, блоки для работы с возражениями, ответы на самые популярные вопросы и т.д.).
Этап 3. Анализ совершения ключевых действий
Под ключевыми подразумеваются действия, которые приближают посетителя к главной цели ー покупке товара или заказу услуги. Однако нередко сюда относят и действия, позволяющие устанавливать обратную связь (получение лидов). Сбор лидов ー это также хороший результат, позволяющий выстроить долгосрочные отношения с пользователями интернет-магазина.
Вот список ключевых действий, которые следует принять во внимание:
Этап 4. Анализ действий после покупки
Казалось бы, получив оплату и рассчитав вложененные в маркетинг инвестиции, можно считать, что главная цель достигнута. Но, совершив продажу, стоит позаботиться о дальнейшем удержании клиента.
Следует обратить внимание на:
Вывод
Ни для кого не секрет, что анализ воронки продаж нужно проводить систематически. Но особенно важно его проводить до и после проведения масштабных маркетинговых кампаний. Сравнивая полученные отчеты, вы увидите изменения, которые произошли за определенный период.
Начиная самостоятельный анализ воронки продаж, стоить помнить о главных задачах: оптимизации поведения пользователей интернет-магазина, устранении очевидных и скрытых ошибок, а также создании необходимых условий для комфортных покупок и желания клиента вернуться к вам за покупками.
Дмитрий Ткач
Если вы интересуетесь как правильно анализировать воронку продаж интернет-магазина, значит вам как минимум понятно, что означает данный термин и как устроен весь процесс: от привлечения внимания потенциального покупателя до оплаты. Мы не будем детально останавливаться на том, как изначально выстраивать воронку продаж, но уделим внимание тому, как ее лучше всего анализировать.
В данном материале рассмотрим составляющие воронки продаж интернет-магазинов, поскольку данная модель имеет ряд особенностей (о них пойдет речь далее).
Базовая модель AIDA для интернет-магазинов
Каждая воронка продаж индивидуальна и учитывает особенности сферы бизнеса. Тем не менее все (даже саме эксклюзивные) воронки включают компоненты стандартной модели AIDA (Attention, Interest, Desire, Action).
Посмотреть вложение 32839
Напомним ее составляющие:
- Внимание (Attention) ー этап, на котором у посетителей еще нет острой необходимости в продукте. Они только знакомятся с ассортиментом интернет-магазина. В отдельных случаях ー рассматривают конкретные предложения с акцией или скидкой. Сюда относятся все способы привлеченения трафика из поисковых систем, социальных сетей, рекламы, рекомендаций и т.д.
- Интерес (Interest) ー этап, когда потенциальный покупатель уже ищет определенный продукт или категорию продуктов. Интерес к интернет-магазину, как правило, сопровождается изучением и сравнением характеристик определенных товаров.
- Желание (Deisre) ー этап, на котором будущий клиент убежден в своем намерении приобрести выбранный товар или услугу. Имея желание купить товар, покупатели скорее сравнивают не что, а где покупать. На этом этапе чаще всего оценивается уровень сервиса.
- Действие (Action) ー непосредственная покупка товара. Как правило, под действием подразумевают покупку.
Поэтому «воронка продаж» ー это не строгая последовательность состояний пользователя на сайте, а модель. Соответственно, она может иметь свои отличия в деталях.
Прежде чем приступать к анализу воронки продаж, необходимо буквально нарисовать все ее компоненты, взяв за основу собственный интернет-магазин. Самостоятельно разбирая шаги, которые проходит пользователь от момента знакомства с сайтом до покупки, можно выявить сложности, которые возникают по пути к покупке.
Пошаговый анализ воронки продаж интернет-магазина
Этап 1. Анализ каналов привлечения посетителей
Привлечение посетителей возможно из различных каналов: поиска, рекламы, социальных сетей и т.д.
Оценивая эффективность каналов, обратите внимание на следующие моменты:
- Вся целевая аудитория вашего интернет-магазина максимально четко определена и, при необходимости, сегментирована на группы. Например, для магазина женской одежды определенной ценовой категории это может быть несколько возрастных групп: 1) 20–25 лет; 2) 26–35 лет; 3) 36–50 лет; 4) 51–65 лет. Очевидно, что каждая группа имеет индивидуальные особенности поведения в интернете, использует различные каналы поиска информации и реагирует на разные призывы к действию. Отдельно можно сегментировать и аудиторию по городам (чтобы сформировать соответсвующие предложения или сделать акцент на доставку).
- Каждая группа привлекается из одного или нескольких каналов. Соответственно, оценивать поведение каждой группы в рамках воронки продаж желательно также отдельно.
- Формируя УТП (уникальное торговое предложение), постарайтесь избегать стандартных формулировок. УТП должно нести выгоду, быть уникальным и убеждать. В качестве примера сравним два варианта: 1) «Мы – компания №1 в продвижении сайтов» и 2) «1000 целевых подписчиков за 2 недели или вернем деньги». Первый вариант размыт, не уникален и не несет никакой выгоды (так о себе может написать каждая компания, но не каждая действительно может это доказать). Второй вариант уже содержит конкретное предложение, которое отличается от конкурентов. Здесь видим и выгоду, и убеждение.
- существующих каналов трафика (поисковых систем, рекламы, социальных сетей, рассылки и т.д.);
- кликабельности УТП, размещенных в каждом из каналов (общее количество посетителей, пришедших на страницы интернет-магазина);
- стоимости привлечения нового посетителя для каждого из каналов.
Этап 2. Анализ поведения пользователя в интернет-магазине
Следующий шаг ー оценка поведения групп пользователей непосредственно в рамках интернет-магазина.
Очень условно все поведение можно разделить на:
- Демонстрирующее интерес. К нему относится движение в рамках интернет-магазина по горизонтали: изучение разных товаров, страниц с описанием условий доставки, чтение дополнительных правил, переходы из блога, открытие страницы с контактами.
- Выражающие желание приобрести товар или заказать услугу. Это движение уже по вертикали интернет-магазина: изучение определенного продукта, чтение отзывов или просмотр видеообзора, добавление товара в корзину.
Анализ данного этапа состоит из оценки:
- Поведения пользователей на всем веб-ресурсе. Главная задача – разобраться что делает целевая аудитория, как долго задерживается на страницах и т.д. Разобраться в этом поможет Google Analytics и Яндекс.Метрика. Благодаря меткам и целям возможно выстроить весь путь посетителей сайта.
- Поведения пользователей на определенных страницах. Главная задача – понять, почему именно так поступает целевая аудитория, как воспринимает (буквально – видит) интернет-магазин, как взаимодействует с его компонентами. Благодаря картам кликов и скроллинга можно выявить элементы (в том числе интерактивные), которые лучше всего привлекают внимание на сайте.
- страницы входа и выхода;
- маршрут посетителей по сайту;
- количество времени, проведенного на сайте;
- действия целевой аудитории как на всем сайте, так и на отдельной странице;
- карту кликов – определение самых кликабельных элементов сайта. Особенно важно проанализировать карту кликов самых популярных страниц;
- карту скроллинга – для вычисления, как распределяется внимание посетителя по странице.
Обратите внимание на все призывы к действию (формат, местоположения) и другие формы убеждения посетителей на сайте. Со страницы входа и по всему маршруту должны находиться не только призывы к действию (CTA), но и другая вспомогательная информация (например, блоки для работы с возражениями, ответы на самые популярные вопросы и т.д.).
Этап 3. Анализ совершения ключевых действий
Под ключевыми подразумеваются действия, которые приближают посетителя к главной цели ー покупке товара или заказу услуги. Однако нередко сюда относят и действия, позволяющие устанавливать обратную связь (получение лидов). Сбор лидов ー это также хороший результат, позволяющий выстроить долгосрочные отношения с пользователями интернет-магазина.
Вот список ключевых действий, которые следует принять во внимание:
- количество выполненных целевых действий (регистрация, подписка, включение уведомлений);
- количество и качество собранных лидов;
- расчет стоимости привлечения 1 лида;
- показатель посетителей, перешедших к оформлению покупки;
- количество звонков (или других обращений за консультацией к менеджерам);
- количество полученных оплат;
- средний чек интернет-магазина;
- вложенные инвестиции в маркетинг (ROMI).
Этап 4. Анализ действий после покупки
Казалось бы, получив оплату и рассчитав вложененные в маркетинг инвестиции, можно считать, что главная цель достигнута. Но, совершив продажу, стоит позаботиться о дальнейшем удержании клиента.
Следует обратить внимание на:
- количество и качество полученных отзывов (непосредственно в интернет-магазине);
- количество и качество оставленных рекомендаций (на других платформах);
- регистрации/подписки на рассылки;
- показатель жизненного цикла клиента (LTV) – то есть как долго покупатель будет возвращаться к вам и покупать снова.
Вывод
Ни для кого не секрет, что анализ воронки продаж нужно проводить систематически. Но особенно важно его проводить до и после проведения масштабных маркетинговых кампаний. Сравнивая полученные отчеты, вы увидите изменения, которые произошли за определенный период.
Начиная самостоятельный анализ воронки продаж, стоить помнить о главных задачах: оптимизации поведения пользователей интернет-магазина, устранении очевидных и скрытых ошибок, а также создании необходимых условий для комфортных покупок и желания клиента вернуться к вам за покупками.
Дмитрий Ткач