- Регистрация
- 19 Окт 2018
- Сообщения
- 26,132
- Реакции
- 4,219
Как аналитика добавляет ценности вашему продукту
Как показать клиенту результаты вашей работы, если вы создаете IT-продукт на основе сложной аналитики больших данных?
«Да за что вам платить такие деньги? Тут работы на несколько часов и ничего сложного!» — такие заявления вы можете услышать от клиента, который не осознает ценности продукта и сомневается в том, что работа стоит денег, которые он платит. Я хочу рассказать одну историю, как можно помочь заказчику взглянуть на вашу работу новыми глазами.
Возможность анализа — это еще не продукт
Однажды я заказывал телемаркетинг в колл-центре. Раз в неделю мне присылали выгрузку звонков — таблицу в 1000 строк и 100 колонок. А дальше мне надо было:
Приведу другой пример из популярной CRM. В системе есть возможность анализа данных, но сделать свой преднастроенный отчет нельзя. Для анализа данных клиенту нужно:
Время и внимание стоят дорого. Поэтому сам я таблицу заполнять не стану, но придется ждать, пока для меня это сделают другие. «Нажал и получил результат» здесь не работает. Да и результат оказывается за рамками самой CRM. Значит, и инвестировать в нее не хочется, ведь информационного продукта из нее получить я не смогу.
Можно возразить: «Мы сфокусируемся на ключевом продукте и не будем распыляться на красивые отчеты, тем более что всем не угодишь». Но тогда вы потеряете важное преимущество перед конкурентами — аналитику и визуализацию данных. Ведь именно они и увеличивают ценность вашего продукта в глазах клиента.
Можно ли придумать дашборд за клиента?
Напомню, чем дашборд отличается от просто отчета. Дашборд — интерактивный. Все данные обновляются автоматически, а значит, на панели вы всегда увидите только актуальную информацию. Да и представлены данные наглядно и понятно уже с первого взгляда. Вы видите четко выделенные ключевые показатели и можете ими легко оперировать.
Вот как мы создавали дашборд для компании «Экзамус». Это платформа, которая проверяет, не жульничали ли студенты во время онлайн-тестирования. Видеоаналитика проверяет, отводит ли учащийся взгляд, пользуется ли поиском, смартфоном. Подозрительные случаи перепроверяет человек.
Крупный корпоративный университет регулярно пользуется сервисом и хочет оперативно получать отчеты о результатах проверки экзаменов. Для клиента главный показатель — это нарушители, которым не будет зачтен экзамен. Но в журнал событий пишется и много других данных, и получается большая выгрузка.
Наверное, там можно найти и другую полезную информацию. Но клиент встает в ступор, глядя на такую выгрузку, и не может сформулировать гипотезы. А у разработчика тоже нет идей. Что делать? Брать инициативу на себя.
На этапе выдвижения гипотез не так уж важно быть экспертом в предметной области. Обычно хватает здравого смысла. Мы покрутили данные и получили внешне логичные выборки:
1. Плитки с ключевыми показателями.
2. Диаграммы.
3. Таблица с детализацией по каждому студенту, ее можно фильтровать.
Нарисовать такой эскиз — дело 5 минут. Но он дает больше представления о будущем отчете, чем подробная текстовая спецификация. Спецификация нужна для программиста, а вот клиенты терпеть не могут их вычитывать и согласовывать. Им бы сразу «пощупать» продукт.
И в этом случае мы решили даже не отправлять эскиз, а сразу собрать дашборд в Power BI. Риск промахнуться оставался, но приемлемый. Зато мы экономили проектное время, исключив лишнюю итерацию согласований. Дашборд расшарили по ссылке и дали заказчику покликать.
Это всегда вызывает wow-эффект. Обычно клиент лучше Excel ничего в жизни не видел. А тут дал выгрузку и на словах объяснил задачу, а через неделю получил интерактивный продукт в облаке. «А что, так можно было?».
Проверка гипотез
Оказалось, что с гипотезами насчет распределения по времени и динамике мы угадали. Это вопросы хоть и второстепенные, но важные для балансировки нагрузки, планирования времени сдачи экзаменов. Например:
И вот мы делаем шаг назад и в сторону Excel. На лист с исходными данными помещается свежая выгрузка, а на листе чистовика обновляется дашборд.
Хотя с точки зрения пользователя — это никакой не Excel, а Big Data, которую он может сохранить к себе, да еще и распечатать. Корпоративный университет остался доволен. Они хвастались этим дашбордом перед коллегами: смотрите, как мы держим ситуацию под контролем, используем передовые инновации. И в итоге «Экзамус» получил еще одного корпоративного клиента.
Создание дашборда требует большого опыта. Но и у меня когда-то был первый дашборд. Вполне можно научиться мыслить новыми категориями и воплощать любые идеи в Power BI или даже в обычном Exсel, но в понятном графическом представлении.
Для тех, кто сталкивался с подобными проблемами, мой совет таков: не спрашивайте клиента, а делайте сами на свой страх. Учитесь превращать хаотичные данные в стройную, красивую систему.
Как показать клиенту результаты вашей работы, если вы создаете IT-продукт на основе сложной аналитики больших данных?
«Да за что вам платить такие деньги? Тут работы на несколько часов и ничего сложного!» — такие заявления вы можете услышать от клиента, который не осознает ценности продукта и сомневается в том, что работа стоит денег, которые он платит. Я хочу рассказать одну историю, как можно помочь заказчику взглянуть на вашу работу новыми глазами.
Возможность анализа — это еще не продукт
Однажды я заказывал телемаркетинг в колл-центре. Раз в неделю мне присылали выгрузку звонков — таблицу в 1000 строк и 100 колонок. А дальше мне надо было:
- Скачать и сохранить файл.
- Отфильтровать среди всех записей последнюю неделю.
- Посчитать результаты, сравнить динамику.
Приведу другой пример из популярной CRM. В системе есть возможность анализа данных, но сделать свой преднастроенный отчет нельзя. Для анализа данных клиенту нужно:
- Зайти в анализ продаж.
- В нем отфильтровать период.
- Выбрать продукт и получить выборку.
- Разбить по городам продаж, то есть надо повторить это 5-10 раз по каждому продукту и городу.
Время и внимание стоят дорого. Поэтому сам я таблицу заполнять не стану, но придется ждать, пока для меня это сделают другие. «Нажал и получил результат» здесь не работает. Да и результат оказывается за рамками самой CRM. Значит, и инвестировать в нее не хочется, ведь информационного продукта из нее получить я не смогу.
Можно возразить: «Мы сфокусируемся на ключевом продукте и не будем распыляться на красивые отчеты, тем более что всем не угодишь». Но тогда вы потеряете важное преимущество перед конкурентами — аналитику и визуализацию данных. Ведь именно они и увеличивают ценность вашего продукта в глазах клиента.
Можно ли придумать дашборд за клиента?
Напомню, чем дашборд отличается от просто отчета. Дашборд — интерактивный. Все данные обновляются автоматически, а значит, на панели вы всегда увидите только актуальную информацию. Да и представлены данные наглядно и понятно уже с первого взгляда. Вы видите четко выделенные ключевые показатели и можете ими легко оперировать.
Вот как мы создавали дашборд для компании «Экзамус». Это платформа, которая проверяет, не жульничали ли студенты во время онлайн-тестирования. Видеоаналитика проверяет, отводит ли учащийся взгляд, пользуется ли поиском, смартфоном. Подозрительные случаи перепроверяет человек.
Крупный корпоративный университет регулярно пользуется сервисом и хочет оперативно получать отчеты о результатах проверки экзаменов. Для клиента главный показатель — это нарушители, которым не будет зачтен экзамен. Но в журнал событий пишется и много других данных, и получается большая выгрузка.
Наверное, там можно найти и другую полезную информацию. Но клиент встает в ступор, глядя на такую выгрузку, и не может сформулировать гипотезы. А у разработчика тоже нет идей. Что делать? Брать инициативу на себя.
На этапе выдвижения гипотез не так уж важно быть экспертом в предметной области. Обычно хватает здравого смысла. Мы покрутили данные и получили внешне логичные выборки:
- Динамика сдачи.
- Распределение по длительности сдачи теста.
- Рейтинг предметов по числу нарушений, критичных и подозрительных.
1. Плитки с ключевыми показателями.
2. Диаграммы.
3. Таблица с детализацией по каждому студенту, ее можно фильтровать.
Нарисовать такой эскиз — дело 5 минут. Но он дает больше представления о будущем отчете, чем подробная текстовая спецификация. Спецификация нужна для программиста, а вот клиенты терпеть не могут их вычитывать и согласовывать. Им бы сразу «пощупать» продукт.
И в этом случае мы решили даже не отправлять эскиз, а сразу собрать дашборд в Power BI. Риск промахнуться оставался, но приемлемый. Зато мы экономили проектное время, исключив лишнюю итерацию согласований. Дашборд расшарили по ссылке и дали заказчику покликать.
Это всегда вызывает wow-эффект. Обычно клиент лучше Excel ничего в жизни не видел. А тут дал выгрузку и на словах объяснил задачу, а через неделю получил интерактивный продукт в облаке. «А что, так можно было?».
Проверка гипотез
Оказалось, что с гипотезами насчет распределения по времени и динамике мы угадали. Это вопросы хоть и второстепенные, но важные для балансировки нагрузки, планирования времени сдачи экзаменов. Например:
- На сдачу теста дается три дня, но студенты тянут до последнего. Потом большинство из них одновременно начинает пользоваться платформой, что приводит к техническим проблемам. После гипотезы и полученных данных видно, что это вина не системы, а неправильно организованной работы.
- На сдачу теста был зарезервирован час, но мы увидели, что 80% студентов уложились в 30 минут. Это тоже можно учесть и перестроить график экзаменов.
- А вот рейтинг по предметам оказался не нужен, так как отчет рассылается по итогам отдельного экзамена. И этот блок мы убрали из финальной версии.
И вот мы делаем шаг назад и в сторону Excel. На лист с исходными данными помещается свежая выгрузка, а на листе чистовика обновляется дашборд.
Хотя с точки зрения пользователя — это никакой не Excel, а Big Data, которую он может сохранить к себе, да еще и распечатать. Корпоративный университет остался доволен. Они хвастались этим дашбордом перед коллегами: смотрите, как мы держим ситуацию под контролем, используем передовые инновации. И в итоге «Экзамус» получил еще одного корпоративного клиента.
Создание дашборда требует большого опыта. Но и у меня когда-то был первый дашборд. Вполне можно научиться мыслить новыми категориями и воплощать любые идеи в Power BI или даже в обычном Exсel, но в понятном графическом представлении.
Для тех, кто сталкивался с подобными проблемами, мой совет таков: не спрашивайте клиента, а делайте сами на свой страх. Учитесь превращать хаотичные данные в стройную, красивую систему.