Публикации и статьи Как подготовить ecommerce-бизнес к продаже

Учитель
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
Регистрация
19 Окт 2018
Сообщения
26,132
Реакции
4,221
Как подготовить ecommerce-бизнес к продаже

Весна – это время, когда многие берутся за что-то новое, переосмысливают жизнь и ставят цели. И для некоторых такой целью может стать продажа своего ecommerce-бизнеса. Это отличная большая цель, которая к тому же может обернуться неплохой прибылью для предпринимателя.

Любой бизнес должен создаваться с учетом того, что когда-нибудь он будет продан. Не важно, входит это в ваши планы или нет, но некоторые изменения, которые облегчат гипотетическую продажу, лишними не будут.

Зачем вообще продавать бизнес?
Скорее всего, вы задавались этим вопросом – зачем, после стольких лет (или месяцев) усилий, нервов, пота и слез, – зачем продавать свое дело? Не будет ли это означать, что вы потратили часть жизни впустую?

Не будет. И вот почему:
  • Продажа бизнеса может быть сопоставима с получением прибыли сразу за 20-40 месяцев, без каких-либо рисков для дела. Эти деньги всегда можно вложить в другой проект.
  • Деньги можно вложить в недвижимость.
Продолжать можно довольно долго. И причин для продажи тоже может быть много. Важно знать, что сам процесс обычно довольно стандартный и состоит из нескольких шагов.

Когда лучше всего продавать?



Это один из основных моментов, которые нужно учесть и важнейший вопрос, на который следует отвечать себе с каждым этапом роста бизнеса.

Стоит отметить, что онлайн-бизнес оценивается с использованием скользящего диапазона ежемесячных мультипликаторов. Как правило, диапазон используемых множителей составляет 18-36x, хотя они могут достигать и 48x, в зависимости от бизнеса.

Формула для оценки выглядит примерно так:

Средний месячный чистый доход Х (18x-48x) = Цена

Факторов, влияющих на то, какой множитель следует выбрать, множество. Вот основные:
  • Объем получаемого трафика.
  • Наличие базы email-адресов и ее объем.
  • Присутствие в соцсетях.
  • Средний чистый доход за 12 месяцев (для сезонных предприятий).
Но важнейший фактор – время существования интернет-магазина. Если ему всего шесть месяцев, то множитель будет в разы меньше, чем у магазина, которому исполнилось, к примеру, шесть лет. Чем дольше прожил магазин, тем больше вероятность, что он успешно продолжит существовать и в дальнейшем, и тем привлекательнее он для потенциального клиента.

Подготовка к продаже



Первый шаг – это отслеживание трафика при помощи надежного инструмента. Чаще всего выбор падает на Google Analytics. Разумеется, этот инструмент будет полезен в отслеживании ключевых слов и многих других метрик на сайте, что поможет бизнесу в дальнейшем. Запомните: чем больше данных записано, тем выше шанс, что бизнес будет продан удачно.

Затем приходит черед типового порядка действий (Standard operating procedure) – документа, в котором прописаны все инструкции по работе с проектом. Если вы – единственный работник интернет-магазина, то наверняка задумались, к чему это – ведь все приходится делать одному и тому же человеку, и никакое руководство не требуется. Тем не менее, лучше обзавестись подобными инструкциями, чтобы упростить работу потенциальному будущему покупателю бизнеса, тем самым повысив цену продажи.

Хорошая инструкция должна быть настолько подробной, чтобы, прочитав ее, бизнесом мог заняться человек, не имеющий опыта в этом деле. В случае с интернет-магазином, нужно помнить о трех пунктах:
  • Информация о том, как вы находите поставщиков, товар, обговариваете детали.
  • Детали SEO-оптимизации магазина.
  • Информация о рекламных кампаниях в соцсетях.
Эти пункты необходимо будет пересмотреть за три месяца до продажи, чтобы внести необходимые изменения и дополнения.

Что делать за полгода до продажи



Необходимо выяснить, сколько часов вы тратите на клиентскую поддержку (customer service). Для этого можно использовать специальные инструменты.

Если на общение с клиентами уходит более 5-10 часов в неделю, придется отдать эту часть бизнеса на аутсорс как можно быстрее. Если быстро не получается, дату продажи придется сдвинуть – клиентов, которые захотят купить бизнес, требующий огромных трудозатрат, будет очень мало (или не будет совсем).

Проверьте наличие дублированного контента
Это довольно часто встречающая проблема для интернет-магазина. Возможно, на сайте есть дублирующиеся списки товаров (из недавней промо-акции), или со структурой URL происходит что-то странное – все это необходимо проверить и устранить в случае обнаружения.

Чистка ссылочного профиля
Если сайт полагается на SEO-оптимизацию, необходимо было бы еще раз проверить ссылочный профиль и убедиться, что все в порядке. Следует избавиться о страх ссылок, ведущих в никуда, от битых ссылок и так далее. Инструментов, которые могут здесь помочь, множество. К примеру, этот. Или этот.

Что делать за три месяца до продажи



Здесь вы подходите к черте, перейдя которую, уже нельзя будет что-то глобально изменить. Для начала достаньте инструкцию, которую написали раньше, и внимательно изучите. За прошедшие три месяца наверняка случилось что-то, что вы бы хотели отразить в документе. И наверняка вам, как владельцу бизнеса, известны какие-то фишки и лайфхаки, которыми можно поделиться с потенциальным покупателем.

Финансовые показатели
Ознакомьтесь с бухгалтерией. Были ли какие-либо падения доходов и резкие скачки? Можете их объяснить? Прибыль росла или же неуклонно снижалась? Если снижалась, то смело передвигайте дату продажи, так как падение доходов сильно влияет на множитель цены бизнеса.

Трафик
Тоже требует пересмотра. Отмечайте все скачки трафика, если они бывают и анализируйте причину (возможно, рекламная кампания в Facebook была невероятно успешной). Покупатели хотят знать об этом все.

Если падение трафика связано с тем, что вы просто приостановили рекламную кампанию в соцсетях, то клиентам будет намного спокойнее.

Аутсорс
Как уже упоминалось выше, это необходимость. Отдавайте на аутсорс все, что только можете себе позволить. Ваши руки должны быть развязаны, как и руки потенциальных покупателей.

Для тех, кто производит товары самостоятельно
Если вы сами производите товар на продажу, убедитесь, что доставкой занимается кто-то другой. Сейчас самое время подумать об этом. Да, скорее всего, это обойдется вам недешево, но и значительно расширит круг покупателей и повлияет на цену бизнеса.

Что делать за 30 дней до продажи



За месяц до сделки у вас уже должен быть список потенциальных клиентов, желающих приобрести бизнес.

Если вы решили не связываться с брокером, а делать все самостоятельно, то вполне можете выиграть в финансовом плане – не придется платить комиссию от сделки. Однако этот вариант подходит только опытным владельцам бизнеса. Всем остальным следует обратиться к опытному посреднику.

Последние приготовления
Магазин уже выставлен на продажу, и осталось совсем немного времени до сделки. Здесь может возникнуть много непредвиденных ситуаций, вроде срочно требующихся потенциальному покупателю данных Google Analytics за определенный период в прошлом году. Пугаться не стоит, так как это нормальная ситуация. Клиенты хотят знать все, и информацию необходимо будет предоставить своевременно.

Однако не пытайтесь нарисовать совсем уж безоблачную картину. Если у вас в работе имелись сложности, о них тоже следует рассказать – иначе «вам все равно никто не поверит».

Валерия Полякова

Если бизнес Вам интересен, показывает хорошую динамику роста, и у него есть потенциал в развитии, то я не вижу причин продавать его. Прибыльные бизнесы нет смысла продавать. Даже если он надоел и нет желания продолжать ежедневно работать в нём и над ним – нужно попытаться собрать команду профессионалов, которые смогут продолжать вести этот бизнес без вашего участия. Вы останетесь владельцем компании, будете получать прибыль, но в то же время выйдете из ежедневного участия в бизнесе и освободите своё время для других проектов.

Продавать бизнес нужно лишь в случаях, если:
  • Требуются деньги на запуск нового проекта (либо еще на что-то), а текущий бизнес уже надоел, либо чувствуете, что потенциала развития нет и желания развивать бизнес также нет.
  • Вы поняли, что бизнес «не пошёл» и прибыли ждать от него не стоит вообще. Тогда нужно побыстрее зафиксировать убытки, продать его и пойти заняться другим проектом. Тут ещё нужно постараться найти покупателя на неприбыльный бизнес.
  • Когда вы понимаете, что сумма, вырученная от продажи бизнеса, превысит прогнозируемую прибыль от него за 5-10 лет работы. Тут наглядно будет видно, насколько вы, как владелец, преданы своему делу. Для многих людей их бизнес – дело всей жизни и они не готовы его продать. Потому что не могут представить, что будет дальше? Ведь «на островах» быстро надоест праздно жить и ничего не делать.
Теперь о том, что касается подготовки интернет-магазина к продаже.

Для начала нужно разобраться с внешним видом сайта, его работоспособностью и тем, что можно «быстро и не за дорого» исправить. Вспоминаем тут профессиональных автоперекупщиков: «Салон отполировать, дырки зашпаклевать и подкрасить». Такой сайт будет проще продать и меньше поводов будет у покупателя для торга и снижения стоимости. При покупке в любом случае будут анализировать текущую видимость сайта в поисковых системах, а также отзывы и упоминания о компании в интернете. Рекомендуется заранее изучить этот вопрос и постараться нейтрализовать негатив в сети, а также попытаться поднять видимость сайта.

Остатки товара – это спорный вопрос. Нужны они потенциальному покупателю или нет? Возможно, у него на примете уже есть свои поставщики. У нас в «СЕО-Импульс» был случай, когда клиент решил продать свой интернет-магазин брендовой одежды. Оценили они его в 2,5 млн рублей, из которых остатков товара было на 2,2 млн рублей. Насколько я знаю, продать его так и не удалось.

Также нужно по максимуму снизить расходы, без сильного ущерба для функционирования бизнеса конечно.

Мелочей, конечно, много, но основные моменты, на мой взгляд – приведение финансов и сайта в порядок.

Алексей Бузин
 
Назад
Сверху Снизу