Публикации и статьи Семантические признаки цветов

Учитель
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
Регистрация
19 Окт 2018
Сообщения
26,132
Реакции
4,221
Семантические признаки цветов

Цвет сопровождает нас повсюду каждое мгновение. В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика. С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на его душевное состояние. Данный перечень потенциальных семантических признаков (значений) цветов представляет собой попытку объяснить цвет как психологический феномен путем систематизации мнений различных авторов.



Автор: Петр Всеволодович Яньшин, доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой общей и социальной психологии Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета медицинской психологии Самарского государственного медицинского университета.

Цвет — феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет в науке — источник многих парадоксов мышления. В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика. Однако этот факт редко доходит до нашего сознания.

Проблема осложняется тем, что мы живем не только в цветном, но и в предметном мире. И эта «предметность» для нас обычно важнее, чем «цветность». Это проявляется, например, в том, что мы видим не просто цвета, а окрашенные в цвета предметы.

Основное место в науках о человеке занимают исследования его взаимоотношений с миром предметов и людей. Вместе с тем мир цвета для нас не менее важен, чем мир предметов, потому что сам этот мир доступен восприятию зрением только в форме цветных плоскостей различной яркости. Со всей серьезностью на этот факт более двухсот лет назад указал Иоганн Вольфганг Гете.

Цветовое зрение — один из видовых признаков человека. С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на его душевное состояние. Данная работа и представляет собой попытку объяснить цвет как психологический феномен.

Приведенный ниже перечень потенциальных семантических признаков (значений) цветов не следует воспринимать как исчерпывающий или как истину в последней инстанции. В первую очередь это — компендиум мнений различных авторов, не всегда подтверждавших их объективными исследованиями. Цель предлагаемой публикации нам видится главным образом в предоставлении возможности сопоставить мнения разных исследователей относительно значений цветов.

Фамилии в скобках определяют авторов оригинальных публикаций.

Семантические значения цветов
Красный
  • При концентрации на ярко-красном на пациента переходит воздействие, имеющее стимулирующий эффект на кровь и внутренние органы (Парацельс).
  • Красный и его оттенки используются врачом в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки — в случае меланхолии. Стимулирует активность мужских половых желез (J. Hessey).
  • Красный цвет — это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервы (D. Babbit).
  • Максимально усиливает тонус мышечных сокращений (Fere).
  • Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений, повышает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление у кроликов, ускоряет развитие крыс и слепых утят, несколько ускоряет заживление ран, повышает мускульное напряжение; затрудняет удержание равновесия (М. Natumo, S, Mizutani, F. Ellinger, Гольдштейн).
  • Инфракрасные лучи проникают в ткани человека до 50-60 мм. Красный рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее (F. Birren).
  • Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности (R. M. Gerard; К. W. Jacobs и J. F. Suess).
  • Ассоциируется с активным, восторженным настроением (А. Н. Лутошкин).
  • Ассоциируется с комедией, силой, энергией (R. Ross, W. Wellman).
  • Общее впечатление: блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый; умственные ассоциации: жар, огонь, кровь; объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный; субъективное впечатление: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость (F. Birren).
  • Чувствительность к красно-оранжевой части спектра снижается при проигрывании восходящей последовательности тонов, и наоборот. Ассоциируется с быстрой музыкой (С. В. Кравков).
  • Розовый, в отличие от красного, оказывает успокаивающее воздействие (L. Weller, R. Livingston).
  • Красный усиливает беспокойство, поэтому обеспечивает прекрасные условия для творчества. Он побуждает к активности и предпочтителен для действий, вызываемых эмоциями; он хорош для эмоционального фона, из которого возникают идеи и действия (но не для их вынашивания и обдумывания) (F. Birren).
  • Характерны значения активности, экстраверсии, возбуждения, активации эмоционального состояния (F. M. Adams, Ch. E. Osgood; В. Wright, L. Rainwater; G. G. Nelson, M. T. Pelech, S. F. Foster; Л. Сивик; О. В. Сафуанова).
  • Яркость, громкость и стимуляцию восприятия в целом следует ассоциировать с наиболее активным влиянием красного и всей теплой части спектра в целом (F. Birren).
  • Красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно (Ч. А. Измайлов, Н. Н. Boлкoв; В. Wright, L. Rainwater).
  • Порог чувствительности к красному снижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злобы. Повышается при печали, тоске, грусти, тревожности, настороженности, страхе (Э.Т.Дopoфeeва; П. В. Яньшин).
  • Красный чаще всего соотносится со жгучим и сладким вкусами и розовым и цитрусовым запахами (П. В. Яньшин).
  • Красный символизируется квадратом или кубом (F. Birren).
  • Квадрат соответствует красному, цвету материи. Тяжесть и непрозрачность красного согласуются со статичной и земной формой квадрата (J. Itten).
  • «Красный воздействует внутренне, …при всей энергии и интенсивности обнаруживает определенную ноту планомерности необыкновенной силы; в этом кипении и пылании… в себе и очень мало в стороны сказывается как бы мужественная зрелость. Движение в себе» (В. Кандинский).
  • «Красный обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Красный цвет, равномерно заполняющий пространство, есть сияние жизни. «При этом обозначении нужно изгнать из представления все, что в красном могло бы производить впечатление желтого или синего. Кто знает призматическое возникновение пурпура, не найдет парадоксальным наше утверждение, что этот цвет, частью актуально, частью потенциально, содержит в себе все остальные цвета. Действие этого цвета так же единственно, как и его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и фации. Первое он осуществляет в своем темном сгущении, второе — в светлом разряжении (И.В. Гете).
Оранжевый
  • При переходе с ауры врача на ауру пациента производит вдохновляющий эффект (Парацельс).
  • При освещении оказывает стимулирующий эффект на нервную систему (D. Babbit).
  • Рассматривается как стимулирующий и лишь незначительно поднимающий давление. Имеет оживляющее влияние на эмоции. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, потом алый и желто-оранжевый (J. Hessey).
  • Почти в той же степени, что и красный, увеличивает силу мышечных сокращений (Fere).
  • Общее впечатление: яркий, светоносный, пылающий; умственные ассоциации: теплый, металлический, осенний; объективные ассоциации: веселый, приятный, энергичный; субъективные ассоциации: веселый, избыточный, сытый (F. Birren).
  • Оранжевый не предпочитается в целом в своей чистой форме, но приятен в разбавлении (персиковый, семговый) и оттенках (коричневый). Он менее примитивен, чем красный. Он аппетитен (F. Birren).
  • Красно-оранжевый повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7° по Фаренгейту (по сравнению с синим,), стимулирует кровообращение. Ассоциации: теплый, солнечный, непрозрачный, стимулирующий, густой, земной, тяжелый, сухой (J. Itten).
  • Ассоциируется с радостью, теплом (А. Н. Лутошкин).
  • Красно-оранжевый (люшеровский) ассоциируется с активным переживанием гнева (31%) и радости (29%), соотносится с активностью и экстраверсией (А. Эткинд).
  • Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами человеческого характера, как отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбие, уверенность, общительность, раздражительность, сила, обаяние, деятельность (А. М. Эткинд), а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение (П. В. Яньшин).
  • Предпочтение красно-оранжевого (люшеровского) сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. Чаще соотносится с кисло-сладким вкусом и цитрусовым запахом (П. В. Яньшин).
  • Символизирует возбудимость, жизненную динамику, уровень активности (Klar).
  • Символизируется формой прямоугольника (F. Birren).
  • Символизируется трапецией как производной от квадрата (красный) и треугольника (желтый) (J. Itten).
  • «В оранжевом красное приводится к порогу движения лучеиспускания, растекания в окружности» (В. Кандинский).
  • «Красно-желтый дает собственно глазу чувство теплоты и радости, как представитель цвета более сильного жара (чем желтый), а также более мягкого блеска заходящего солнца. Как чисто желтый цвет легко переходит в красно-желтый, так последний повышается не задерживаясь в желто-красный. Приятное чувство ясности, сопровождающее красно-желтый цвет, приобретает невыносимо мощный характер, когда цвет повышается до яркого желто-красного. Активная сторона достигает здесь своей высшей энергии» (И. В. Гете).
Желтый
  • Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс).
  • Это «центральный принцип нервной стимуляции», он используется как слабительное, рвотное и очистительное средство (D. Babbit).
  • Это психический стимулятор, но вводит пациента в сомноленцию. Может быть использован в случае туберкулеза (J. Hessey).
  • Ассоциируется с комедией, теплотой и удовольствием (R. Ross, W. Wellman) (F. Birren).
  • Общее представление: солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный; умственные ассоциации: солнечный свет; объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный; субъективные ассоциации: высокая духовность, здоровье (F. Birren).
  • Ощущение примеси светло-желтого к цветовому ощущению и послеобразам цветов возникает с прослушиванием высоких звуков (С. В. Кравков).
  • О желтом говорится как об оказывающем наилучший эффект на человеческий обмен веществ. Он оценивается также как наиболее «естественный» (F. Birren).
  • Ассоциируется со светлым, приятным настроением (А. Н. Лутошкин).
  • В 35% случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Характеризовался как очень активный при низкой моральной оценке (А. Эткинд), а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение (П. В. Яньшин).
  • Оценивается как «активный», но «слабый» (F. M. Adams, Ch. E. Osgood).
  • Выбирать желтый цвет склонны люди, обладающие чертами «сангвинического темперамента»: экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие конкретные цели и не склонные как переоценивать собственные возможности, так и излишне тревожиться на свой счет. Чаще всего соотносится с кислым вкусом и цитрусовым запахом (П. В. Яньшин).
  • «Острые углы треугольника производят эффект драчливости и агрессивности. Это символ мысли, и среди цветов ее лишенный веса характер сравним с чистым желтым» (J. Itten ).
  • «Желтое символизирует центробежное движение. Оно лучеиспускает и приобретает движение из центра и осязаемо приближается к зрителю. Если наблюдать его непосредственно, желтое беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнаруживает… скрытую силу, которая… действует нагло и навязчиво на душу. Желтое есть типично земная краска» (В. Кандинский).
  • «Желтое обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Желтое есть сияние духа» (Р. Штейнер).
  • «Это цвет, ближайший к свету. Он возникает благодаря самому незначительному ослаблению последнего, будет ли оно вызвано мутной средой или слабым рассеянием от белых поверхностей. В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, веселостью, нежной прелестью. Опыт вообще показывает, что желтый цвет производит безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение» (И. В. Гете).
Зеленый
  • При концентрации целителя на травяном зеленом на пациента переходит вдохновляющее усиливающее воздействие, так же как на кровь и органы (Парацельс).
  • Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении (J. Hessey).
  • По данным ассоциаций, наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем (N. A. Wells) (F. Birren).
  • Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина (F. Birren).
  • При совмещении со звуковым раздражителем повышается чувствительность в зеленой части спектра. Чувствительность в сине-зеленой части спектра улучшается при проигрывании повышающейся последовательности тонов и понижается при понижающейся (С. В. Кравков).
  • Порог ощущения зеленого понижается как при эмоциональном состоянии благодушия, легкой эйфории, комфорта, так и тревоге, настороженности, страхе. Повышается при гневливости, раздражении, злобе, чувстве неудобства, душевной неуютности, дискомфорте (Э.Т. Дopoфeeва; П. В. Яньшин).
  • Из эмоций синеватый зеленый (люшеровский) сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 79% ассоциаций). Характеризовался как доминантный, интровертированный (А. Эткинд). Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности (А. Н. Лутошкин).
  • Оценивался как холодный (R. J. Lewinski).
  • Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны (Гольдштейн).
  • Желто-зеленый в основном нейтрален с биологической точки зрения. Зеленый и синий, однако, имеют тенденцию снижать мускульное и нервное напряжение. Психологически зеленый означает «уход от стимулов». Он предоставляет идеальную среду для задач седатирования, концентрации и медитации (F. Birren).
  • Ассоциации с сине-зеленой частью спектра: холодный, теневой, прозрачный, успокаивающий, чистый, далекий, легкий, влажный (J. Itten).
  • Люшеровский зеленый оценивается как черствый, самостоятельный, невозмутимый (А. Эткинд), а при атрибуции характеру другого человека выражает его высокую оценку (П. В. Яньшин).
  • Предпочтение люшеровского зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, в частности повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. И напротив, отвержение зеленого сопровождается появлением так называемой «конверсионной» симптоматики, склонностью к вытеснению и снижением фрустрационной толерантности. Чаще всего зеленый соотносится с кисло-соленым вкусом и запахом хвои (П. В. Яньшин).
  • Ассоциируется с формой шестиугольника или икосаэдра (F. Birren).
  • Символизируется сферическим треугольником как производным от круга (синий) и треугольника (желтый) (J. Itten).
  • «Отсутствие движения (находящегося в потенции). Полная неподвижность и покой. Никуда не движется и не имеет призвука ни радости, ни страсти. Зеленый действует только скучанием. Пассивность есть самое характерное свойство абсолютного зеленого… причем это свойство как бы надушено… самодовольством» (В. Кандинский).
  • «Зеленый — образ отражения живого в мертвом» (Р. Штейнер).
  • «Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. …Душа отдыхает на этом смешении, как на простом. Не хочешь идти дальше и не можешь идти дальше» (И. В. Гете).
Синий
  • При концентрации врача на чистом темно-синем на пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект. На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии (Парацельс).
  • При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D. Babbit).
  • Ассоциируется с духовностью и мыслью (R. Ross).
  • Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза (J. Hessey).
  • Вызывает окисление в тканях и незначительный дермоцидный эффект. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение. Ультрафиолетовые лучи хорошо поглощаются кожей и проникают на глубину только 0,5-0,6 мм. Результатом поглощения УФ излучения является его мощное воздействие на организм, в том числе химические изменения (Fere).
  • Замедляет рост крыс и слепых утят, снижает лактацию свиней, т. е. действует противоположно красному (М. Natumo, S. Mizutani, F. Ellinger) (F. Birren).
  • Снижает боль при артрите суставов (S. F. McDonald).
  • Уменьшает аккомодацию (J. H. Stolper).
  • Иногда синий фон может вызвать обратный эффект: повышение нервно-мышечного напряжения и агрессивности (L. Weller, R. Livingston).
  • Общее представление: прозрачный, мокрый; умственные ассоциации: холод, небо, вода, лед; объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость; субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность (F. Birren).
  • Впечатление примеси темно-синего возникает при сочетании со звучанием низких тонов; это же проявляется и на послеобразах. Чувствительность к синему повышается при проигрывании возрастающей последовательности тонов (С. В. Кравков).
  • Ассоциируется с медленной музыкой (F. Birren).
  • Синий замедляет рост растений, гормональную активность, заживление ран. Под воздействием синего временные промежутки недооцениваются, предметы кажутся более легкими, размеры — меньше. В голубом (синем) затруднена фокусировка взора. Он действует седативно и рекреативно. В нем взор отдыхает. Кроме того, он наиболее предпочтителен в мире (F. Birren).
  • Сине-зеленый вызывает ощущение снижения температуры окружающей среды на 5-7° по сравнению с красным (J. Itten).
  • Чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувстве неудобства и душевного дискомфорта; снижается в состоянии радостного настроения, благодушия, легкой эйфории и комфорта (Э.Т. Дopoфeeва; П. В. Яньшин).
  • Ассоциируется с грустным, печальным настроением (А. Н. Лутошкин).
  • Люшеровский синий ассоциируется с грустью (25%) и заинтересованностью (25%); синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой (А. Эткинд), но при приписывании его характеру другого человека он выражает отрицательное отношение. Чаще всего связывается с горько-соленым вкусом и запахом нашатыря (П. В. Яньшин).
  • Сине-зеленый связан с интеллектуализированными эмоциями (Ч. А. Измайлов, Н. Н. Boлкoв).
  • Предполагает форму круга или сферы (F. Birren).
  • «Круг производит чувство расслабления или гладкого движения. Это символ духа, движущегося неразлучимо сам с собой, …из всех цветов соотносим с прозрачно-синим» (J. Itten).
  • «Символ центростремительного движения от зрителя. В нем глаз утопает. Синий есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает признак человеческой печали. Оно делается подобным углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» (В. Кандинский).
  • «Синий (голубой), сосредоточенный сам в себе, …сохраняющийся сам в себе, есть сияние души. Обладает известными …волевыми качествами. Нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Синий излучается внутрь, сам в себя» (Р. Штейнер).
  • «Про синий можно сказать, что он всегда приносит что-то темное. В качестве цвета он осуществляет энергию; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет собой как бы прелестное ничто. …Синяя поверхность как бы уплывает от вас вдаль, …тянет нас вслед за собой» (И. В. Гете).
Пурпурный
  • Часто путается с фиолетовым, но отличается от него тем, что не содержится в призматическом спектре и получается аддитивным смешением фиолетового и красного края спектра. Таким образом, занимает промежуточное место в цветовом круге между красным и фиолетовым. В «Учении о цветах» пурпурным Гете называет идеально уравновешенный красный цвет — «цвет императоров». В русскоязычной популяции зафиксировано четкое различение фиолетового и пурпурного, в то время как североамериканцам свойственно их путать (Сафуанова, 1993).
  • При освещении пурпурный сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего (J. Hessey).
  • Люшеровский малиновый характеризуется эгоизмом и неискренностью (А. Эткинд), а при атрибуции другому человеку выражает положительное отношение. Чаще всего связывается со сладким вкусом и запахом розы (П. В. Яньшин).
  • Пурпурный более или менее нейтрален биологически. Вместе с тем из всех оттенков он кажется наиболее эстетичным (F. Birren).
  • Символизируется эллипсом как производный от круга (синий) и квадрата (красный) (J. Itten).
  • «Персиковый, или «инкарнат», является наиболее естественным цветом человеческой кожи. Это образ-отражение душевного в живом (Р. Штейнер).
  • «Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем красно-желтый, он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство» (И. В. Гете).
  • «Пытается объединить импульсивную победность красного и робкую капитуляцию синего» (М. Luscher).
Фиолетовый
  • Фиолетовый и лавандовый — объекты концентрации при воздействии на нервную систему успокаивающего характера (Парацельс).
  • Общее представление: глубокий, мягкий, атмосферический; умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень; объективные ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический; субъективные ассоциации: одиночество, депрессия (F. Birren).
  • Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D. Babbit).
  • Как и синий, нарушает фокусировку глаза (F. Birren).
  • Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением (О. В. Сафуанова).
  • Депрессирующий (R. J. Lewinski).
  • По семантическому дифференциалу имеет низкую оценку и ассоциируется с пассивностью и силой (J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).
  • Чаще всего связывается с вяжущим вкусом и запахом нашатыря (П. В. Яньшин).
  • «Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть… охлажденное красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное» (В. Кандинский).
Коричневый
  • По семантическому дифференциалу оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый (J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).
  • В качестве человеческих характеристик люшеровскому коричневому приписываются уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность (А. М. Эткинд), а при приписывании его характеру другого человека отражает крайне негативное, презрительное, пренебрежительное отношение (П. В. Яньшин).
  • Чаще всего ассоциируется со «стандартным» и «прозаичным» в противовес «возвышенному» и «необычному» (О. В. Сафуанова).
  • Предпочтение люшеровского коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки и повышением персевераторных тенденций (снижением слитности) на уровне тонкой моторики. Чаше всего соотносится со вкусом горечи, щелочи и запахами кофе, табака и миндаля (П. В. Яньшин).
  • «Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается или, как говорят художники, «замирает». У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность, теряя активность, становится пассивной. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима» (Klar).
Серый
  • Ассоциируется со старым возрастом (F. Birren).
  • По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым (F. M. Adams, Ch. E. Osgood; J.V.Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).
  • Производит наименьшее возбуждающее воздействие (Л. Сивик).
  • Люшеровский серый оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный (А. М. Эткинд), а при атрибуции другому человеку выражает негативное отношение. Чаще всего соотносится с пресным вкусом и запахами полыни и спирта (П. В. Яньшин).
  • «Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее» (В. Кандинский).
Черный
  • Указатель ненависти и злобы (С. W. Leadbeater).
  • Ассоциируется с унынием и мраком (W. Wellman).
  • Общее представление: пространственная темнота; умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть (F. Birren).
  • Ассоциируется с глубокой тоской, упадком (А. Н. Лутошкин; О. В. Сафуанова).
  • По семантическому дифференциалу оценивается как самый сильный, очень плохой и умеренно пассивный (J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).
  • Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости; снижением энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым воздействиям. Атрибуция черного значимому другому символизирует отрицательное отношение с оттенком опасения. Чаще всего связывается с горьким и горько-соленым вкусами и запахами перца и горелого (П. В. Яньшин).
  • «Символ абсолютного противодействия без возможности (смерть). Центростремительное движение, как в синем, но в окаменелой форме. Как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное» (В. Кандинский).
  • «Черный — образ-отражение мертвого в духе» (Р. Штейнер).
Белый
  • Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии (F. Birren).
  • Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность (F. Birren).
  • По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый (J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).
  • «Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению» (В. Кандинский).
  • «Белый — это образ-отражение духа в душевном» (Р. Штейнер).
 
Назад
Сверху Снизу